Ю. М. Золотов
КАМЕННЫЙ КРЕСТ XVII в. со ст. ЖИЛЕВО
    Недалеко от ст. Жилево Московско-Курско-Донбасской ж. д. недавно был обнаружен интересный памятник старины—каменный крест с надписью.
http://s42.radikal.ru/i098/1212/b6/fb2da2e4a1a5.jpg
    Памятники такого рода известны давно и были в свое время изучены, описаны и классифицированы в трудах дореволюционных и советских историков. Однако некоторые особенности выделяют жилевский крест из числа других. Он принадлежит к группе редких памятников, к тому же почти не описанных. Нашел его рабочий Жилевского химзавода Н. А. Шитиков во время охоты.
Крест стоял в глухом лесу, в 4 км к юго-западу от дер. Ситня-Щелканово, по направлению к р. Лопасне.
Крест вытесан из белого камня (из¬вестняка), очень грубо. Высота крес¬та — 0,82 м, толщина стержня — 0,17— 0,2м. От двух поперечин остались лишь небольшие выступы.
Крест был укреплен на оригинальной подставке, которая хорошо сохранилась. Она состоит из двух лежащих рядом белокаменных плит. В середине подставки прорублено сквозное отверстие для креста в виде прямоугольника. Крест сильно обветшал и покрылся мхом. Последнее обстоятельство видимо, и послужило причиной того, что он в последнее время как бы потерялся, пропал, хотя молва о нем продолжала жить.
Урочище, где был найден крест, носит характерное название «Полчиха». Здесь, по преданию происходила когда-то большая битва между русскими и татарами (золотоордынскими или крымскими — неизвестно).
Скорее всего, это — отзвуки знаменитой битвы при Молодях (1571 г.), когда отдельные группы разгромленных войск Девлет-Гирея преследовались в лесах по Лопасне.
Однако памятник не имеет отношения к этим событиям. На кресте вырезана шестистрочная надпись , которая гласит:
ЛТА 7200/ 2 ГОДУ НАЯ/БРЯ ВЪ 9 ДЕ УБИЕН/ РАБЪ БЖИ/ ЗЕ-НОВ…
т. е. «Лета 7202 году (1693 г.) ноября в 9 день убиен раб божий Зе-нов...». Судя по всему, ниже надписи не было.
Видна всего одна лигатура — традиционное сочленение букв «т» и «а» в слове «лета». Имеются четыре надстрочных выноса букв и слогов: «ду» в слове «году», «б» в слове «ноября», «де» (сокращенное написание слова «день»), а также «би» в слове «убиен» (последнее несколько необычно и объясняется, возможно, неопытностью мастера, неумением правиль¬но разместить количество букв на имеющейся поверхности). Титлов в надписи всего два: одно традицион¬ное— «бжий» (божий»), другое неожиданное — вместо обычного «лета» написано «лта». Эта особенность»,  а также написание слова «Ноября» через «а» объясняется  видимо, только малограмотностью резчика. Буквы вырезаны грубо, разностильно.
Что касается имени, то здесь, очевидно, мы имеем имя «Зеновий» (заметен, хотя и слабо, нижний кружок буквы «в»). Написание этого имени через «е» встречается очень часто и документах XVI—XVII вв.
По народному преданию, дошедшему до наших дней, на месте, где стоит крест, был убит разбойниками крепостной помещичий конюх. Скром¬ные размеры памятника, небрежно исполненная полуграмотным мастером надпись, грубость обработки камня — все это как будто говорит в пользу упомянутого предания.
Характерно также, что на памятнике обозначено одно имя убитого, нет даже отчества. Видимо, это, действительно, был одни из слуг какого то помещика.
  По народной традиции, шедшей еще от языческих верований, люди, подобные Зиновию, умершие «не своей смертью», относились к категории так называемых «заложных» покойников и лишались погребения на общих кладбищах.
Отношение народа к разным категориям «заложных» было, конечно, неодинаково, но тем не менее сами обстоятельства их смерти, подчас необъяснимые и таинственные, вселяли тогда в людей ужас. Места, где обна-руживался умерший «не своей смертью», считались недобрыми, гиблыми.
  Церковь и правительство вели разными способами долгую и упорную борьбу с этими пережитками язычества. Установка крестов в местах обнаружения «заложных» покойников являлась одним из мероприятий этой борьбы, затянувшейся чуть ли не на целое тысячелетие. Такие кресты ставились еще в XIX в.
Кроме описываемого креста, нам известны еще только три креста по¬добного типа.
Один из них стоял около г. Шуи, близ дороги на с. Палех. Надпись на нем гласила: «Лета 7132 (1624 г.) октомврия 19 дня на память святаго пророка Иоиля убиен бысть раб Божий Григорий Иванов сын Груздев».  Согласно народному преданию, Груздев был богатый купец, гость, убитый разбойниками.
Второй крест хранится сейчас в музее-усадьбе «Коломенское» под Москвой. Его передал туда М. Н. Тихомиров. Крест этот, относящийся тоже к концу XVII в., был найден на севере Московской области и по¬ставлен также на месте убиения «от разбойников» одного московского дворянина, стряпчего Пустошкина. Оба эти креста, как и описываемый, белокаменные.
Наконец, третий крест был поставлен па окраине г. Старицы, на месте, где, по преданию, скончался, упав с воза, крестьянин из ближней деревни. Надпись сообщает: «1756 года генваря 26 дня на сем месте Иван затупнися с воза дров Старинного купца Петра Опонешникова сын Васильев идуцим сим путем просим помянуть». Данная надпись особенно интересна тем, что яснее всех предыдущих раскрывает характер этих своеобразных памятников.

(Из сборника "Советская археология" №3. 1960г.)