Очень интересная и познавательная статья Взято здесь http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=52917
Уважаемые форумчане! Предлагаю Вам следующую информацию к размышлению. Мы подчас представляем себе век императорской России как век чуть ли не торжества Православия. Борьба на Балканах показывает как российские государи показывали себя охранителями веры. Петр I, Екатерина II, и последующие правители: - все заявляли о себе как защитники Православия от турок. Но, в самой России при этом закрывались и разрушались церкви.
Современный человек, когда слышит о закрытии или разрушения церкви, то, как правило, представляет время советской эпохи. Но безбожной вакханалии по разрушению храмов в 1930-1960-х годах предшествовало время, когда по разным причинам тихо закрывались и разрушались Божьи храмы. Происходило это в XIX – начале XX столетия в православной Российской империи.
Весь ХIХ век продолжался процесс уменьшения количества приходов на всей территории Российской империи. Причина была объявлена благая – улучшение содержания причта. Церковная пресса того времени прямо говорила, что «главная причина обеднения духовного сословия в его многочисленности и раздробленности приходов». Пред властями стала задача, каким образом улучшить положение духовного сословия. Для этого было избрано два пути: уменьшение количества приходов и причта, и организация выплат пенсий, пособий и жалований бедному духовенству. Кроме того, начиная с 1869 года, детям причта не желающим идти по духовной стези разрешили поступать на службу в гражданское ведомство. Безусловно, лучшие люди Российского государства, во главе с императорами желали, чтобы духовное сословие занимало в государстве подобающее им место. Все прекрасно знали, в каком беднейшем положении находилось тогда духовенство, особенно в сельских храмах: «Бедность положила на них свою тяжелую печать, писали в 1869 Московские епархиальные ведомости, строение, одежда, пища – все это свидетельствует об их всегдашних нуждах, а постоянная нужда есть пресс, под которым немудрено измается…под которым и у сильных натур, заглушаются все благородные стремления, чувствования и желания» . Авторы Московских ведомостей в это время часто подымали тему бедных приходов, и порой не без сарказма говорили о том, что у них нет будущего. Интересна выдержка из передовицы № 33 1870 года: « В прежние времена, писал неизвестный автор, большая часть детей духовного звания, если не все, по окончанию семинарского курса, замещали собой все священно-церковнослужительные места, при церквях, как бедных, так и богатых. Деваться было некуда, выход из духовного звания был большей частью затруднительный и зависел всецело от согласия и воли Епархиального начальства. Епархиальному начальству при тогдашнем положении нечего было опасаться, что бедный, малолюдный приход останется без пастыря, кому не известно, что в то время даже на самые бедные священнические вакансии являлось несколько конкурентов и кандидатов. Теперь же с расширением прав детей духовного звания и права для всякой государственной службы, замещение бедных, малообеспеченных священнических мест становится очень сомнительным. Кто пойдет из них к бедному приходу, если впереди представляется лучшая, более широкая дорога? Скажут: Вот тут-то и видно будет призвание, и неоспоримо окажется самоотвержение. Положим так; но людей с истинным призванием, для которых возможно и самоотвержение, всегда бывает не много. А потому всего естественнее ожидать, что при таких условиях бедные, малолюдные приходы останутся без пастырей, и тогда поневоле сами собой должны быть приписаны к другим самостоятельным приходам».
В 1869 году Присутствие по делам православного духовенства занялось вопросом об улучшении положения причта. 16 апреля было издано его первое постановление. В основном оно касалось пересмотра состава причта и приходов. Реформы эти касались практически всю территорию России. Везде продолжился процесс укрупнения приходов, повлекший за собой перевод ряд церквей в разряд приписных. Здесь следует заметить, что Присутствие не предложило ни чего нового, постановление это лишь законодательно озвучивало систему приписки мелких приходов, сформировавшейся с конца XVIII века. Присутствие опубликовало некоторое правило относительно приписных храмов: «Если в каком- либо селении, по малолюдству прихода или по другим причинам, не представлялось нужды в самостоятельной церкви, но прихожане назначают достойные средства к содержанию причта этой церкви, в таких случаях подобные церкви не будут приписываемые к другим; под этим же условием в последствии могут быть восстановлены в самостоятельные церкви и такие из них, которые, при общем расписании, предназначены были к приписке» . Как видно из документа статус храма зависел от желания прихожан содержать его. Кроме того власти при этом декларировали, что «приписка церкви, если она со временем совершится, никак не поведет за собой закрытие таких церквей в смысле упразднения, и здания и утварь их останется по-прежнему – не будет только при них особого причта». Но как видно было из практики, как правило, приписные церкви не особо удостаивались внимания настоятелей, они постепенно разрушались и закрывались окончательно, уже под снос. Безусловно, были случаи, когда настоятели следили за приписными церквями, и по возможности ремонтировали их, но это было довольно редко, порой не хватало средств на поддержания главного храма в более-менее нормальном состоянии, не говоря о приписном. Примеры добросовестного отношения к приписным церквям немногочисленны, но они есть. Ярким примером служит история Никольской церкви села Еганова Коломенского уезда. Этот храм еще в начале XIX века был приписан к соседнему Покровскому храму села Авдулово. В 1834 году в ревизских сказках о церкви было написано: « По ветхости оной Никольской церкви и малоприходством по снятию антиминса священнослужения не производятся» . В селе тогда находилось всего 11 дворов, где проживало 49 лиц мужского пола и 60 – женского. Вероятно, церковь бы со временем развалилась, но тщанием ее настоятеля священника Александра Соловьева, был произведен серьезный ремонт. Деятельный священник, отремонтировав главный храм – Покрова села Авдулова не забыл и о приписном. « Храм дошел до крайне неприглядного вида, писал в 1894 году благочинный священник Иоанн Постников, камни местами выпали, решетки едва держались, кресты были ветхи, крыша давала течь. Два иконостаса были близки к разрушению, и все это священник Соловьев исправил. В 1893 году построил новую ограду» . В 1892 году к церкви была пристроена деревянная колокольня. Другим примером служит история Преображенского храма села Заворино. По приданию храм этот был построен на месте расставания преподобного Сергия Радонежского с князем Димитрием Донским. Там был основан Спасо-Преображенский Заворинский монастырь. В 1762 году при архимандрите Вонифации был возобновлен и отремонтирован. Во время правления Екатерины II монастырь был закрыт, храм был обращен в приходскую церковь. В 1802 году был приписан к Крестовоздвиженской церкви соседнего села Марьинка Бронницкого уезда, но вплоть до 1837 года он «по ветхости был запечатан». В 1837 был несколько отремонтирован, в нем стали служить несколько раз в году: на Преображение и вечерни накануне Родительских суббот (рядом с храмом находилось кладбище). К 1890 церковь сильно обветшала, накренилась набок и грозила падением, поэтому службы в ней прекратились. По всей видимости, церковь была бы разобрана, если бы не усилия настоятеля церкви села Марьинка священника Николая Боголепова. В 1894 году усилиями батюшки храм был поправлен, покрыт железом, стены были обшиты тесом и выкрашены краской. К сожалению, этот памятник не сохранился до нашего времени. В советский период он был закрыт и разобран.
Далее попытаемся дать системы приписки храмов, расположенных на территории современного Ступинского района. Ступинский район, как административное образование возник в конце 1950-х годов, в XIX столетии на его территории располагались земли Коломенского, Серпуховского и Бронницкого уездов. В начале XIX века там действовало 78 церквей, в начале XX века действующих самостоятельных приходов осталось 58. В конце 1990-х годов храмов осталось 44. Таким образом, за время XIX века 20 церквей было переведено в разряд приписных храмов, из которых к 1917 году сохранилось только 5. Остальные были разобраны, а на их месте в лучшем случае были сооружены часовни. За период Советской власти было уничтожено более 14 церквей.
1. Одной из причин закрытия церквей было перенесения села в другое более благоприятное место. Примером может послужить закрытие древней деревянной церкви святой Екатерины в селе Коньево Коломенского уезда. Село прекратило свое существование, после этого была закрыта и церковь. В память этого храма в Успенской церкви села Малино был устроен придел в честь мученицы Екатерины. В 1830 году Екатерининская церковь была приписана к Малинской церкви, причт храма; священник Прохор Петров – умер в 1831 году, дьячок Петр Антонов – умер в 1830 году, пономарь Антоний Иванов умер 1824 году. Вместе с причтом умерла и древняя церковь. К середине XIX века она пришла в упадок, и была разобрана.
2. Для укрупнения приходов старые церкви на небольших приходах были переведены в разряд приписных. Так, Ильинская церковь села Малое Алексеевское была приписана к Успенской церкви села Большое Алексеевское, Покровская церковь села Реброво к Успенской села Алешково, Преображенская села Заворино к Крестовоздвиженской села Марьинка, Воскресенская церковь села Дубочки и Никольская церковь села Авдотьино были приписаны к Князе-Владимирской церкви села Семеновское, Богородицерождественская погоста Кременье и Казанская села Батайки приписаны к Андреевской церкви села Суково, Архистратига Михаила села Лобково, Иоанна Богослова села Коледино, Воскресенская церковь села Жары были приписаны к Покровской церкви села Чиркино, Христорождественская села Кунавино приписана к Покровской села Марьинское, Воскресенская села Татариново к Сергиевской села Рудины, Николаевская церковь села Николо-Тители к Воскресенской села Васильевское. На начало ХХ века из них сохранились церкви в селах Малое Алексеевское, Кременье, Батайки, Заворино и Татариново. Остальные были разобраны, на месте некоторых были возведены часовни или поклонные часовенные столбы.
3. Вместо нескольких церквей в одном приходе строилась одна вместительная каменная. Ветхи деревянные были разобраны. Например, в селе Хатунь в конце XVIII века существовало три церкви: Воскресенская, Рождества Богородицы и Святителя Николая Чудотворца. Все церкви были деревянные, и требовали постоянного ремонта и внимания. В 1784 году владелец села граф Алексей Григорьевич Орлов- Чесменский обратился к митрополиту Московскому Платону с просьбой о благословении на строительство нового храма. Граф предлагал вместо трех деревянных, построить одну вместительную каменную в честь Воскресения Христова с приделом Рождества Богородицы. Ветхие, деревянные церкви предлагалось в последствии разобрать. Сохранилась (до середины ХХ века) церковь Рождества Богородицы, находившаяся на погосте. Остальные были разобраны.
4. На некоторых приходах существовали по две церкви вплоть до Советского периода. Например: Бортниково (каменная и деревянная, оба Преображенские), Верховляны (также каменная и деревянная – Рождества Богородицы), Семеновское (Князе-Владимирская и Успенская), Хатунь (Воскресенская и Рождества Богородицы), Голочелово (Троицкая и Никольская). Естественно, одна из церквей была приходская другая приписная.
Как было сказано выше, главной причиной лишения храмов приходского статуса было, прежде всего, нежелание властей содержать эти приходы. Храмы, построенные в XVII-XVIII веках, постепенно ветшали и требовали ремонта, а отремонтировать их порой не было возможности ни у причта, ни местных крестьян. В таком состоянии они полностью зависели от местных помещиков и от их щедрости и любви к Церкви. Но, подчас землевладельцы не обращали внимания на то, как церкви постепенно приходят в упадок. Примером такого отношения служит приход Покровской церкви села Чиркино. В XIX веке к этой церкви было приписано три храма: Архистратига Михаила села Лобково в 1803 году, Апостола Иоанна Богослова села Коледино в 1831 году и Воскресенская церковь сельца Жары, последняя в 1834 году сгорела. Первые же две разрушились сами собой.
Ведомости о церкви за 1849 год среди приписных указывают только храм в селе Коледино, вероятно церковь села Лобкова к тому времени уже была разобрана. В описании храм представлен в следующем виде: «Зданием каменная, ветхая, а именно, в алтаре и трапезе все железные связи разорвались и имеются большие седины, крыша ветхая, во время дождя течет. Упразднена в 1831 году. Антиминс представлен в Чудовскую ризницу. После приписки утварь и колокола перенесены в Чиркинскую церковь» . Из этого описании видно, что церковь, не смотря на то, что была каменной, представляла собой ветхое состояние, средств на ремонт не было, и храм постепенно разрушился. В конце XIX века он уже не упоминался. Здесь следует заметить, что, не смотря на то, что церковь разрушалась, церковная земля принадлежала причту, который, как правило, сдавал ее в аренду местным крестьянам или помещикам.
Безусловно, закрытие и разрушение церквей отрицательно сказывалась на отношении крестьян к духовенству. Священников, часто небезосновательно обвиняли в корыстолюбии, желании увеличить свои доходы за счет увеличения прихода. Примером служит попытка приписать бедную Сергиевскую церковь села Проскурниково Серпуховского уезда в 1818 году. Священник соседней Казанской церкви села Богородское- Кишкино Кондратий Алексеев обратился к Преосвященнейшему Серафиму, митрополиту Московскому и Коломенскому со следующим прошением: «При означенной Казанской церкви приходу находится только 65 дворов, земля, хоть и узаконенное количество, но оныя, по местоположению и грунту к плодородию не угодна, а посему имею весьма недостаточное содержание. Но как раз расстоянием в двух верстах с половиною от Казанской церкви нашей в селе Проскурниково … по ветхости своей к священнослужению не способна, ибо кровля и стены поросли мохом и во многих местах повредились от гнилости, от чего во время дождя бывают течи. Пол зыблется при хождении и Св. Престол колеблется, окна перекосились, колокольня до половины снесена ветром, утварь бедная, священника с сентября 1818 г. при оной не имеется, а в приходе села Проскурниково вместе с деревнями Леньково и Привалово находятся 55 дворов; в нашем же Богородском вышеозначенная Казанская церковь каменная, хорошей архитектуры и внутри отличного благолепия….Посему Всепокорнейшее прошу означенную села Проскурниково, с деревнями Леньково и Привалово повелеть приписать в приход оной Казанской церкви и о сем учинить милостивейшее архипастырское решение». Со священником согласился местный благочинный. Он также написал письмо, которое слово в слово повторяло письмо священника Кондратия. Вскоре о желании Кишкинского священника приписать Проскурниковскую церковь стало известно крестьянам Сергиевского прихода, которые в свою очередь не желали расставаться со своим храмом. Они также обратились с прошением к митрополиту Серафиму, в котором, в частности было сказано: « Означенной Сергиевской церкви состоит деревянного здания в твердости …(но), на которую желательно нам вместо деревянной покрыть вновь железом крышу для лучшей прочности. Паперть при оной поправить, а на колокольне вместо сорвавшегося во время бури купола сделать новый своим иждивением не касаясь свечной церковной суммы». Кроме того, крестьяне подписались «помогать священнику с причтом сверх указной пропорции церковной земли по сто рублей каждый год». Благочинный передал просьбу крестьян в Московскую Духовную консисторию. Рассмотрев дело, и ссылаясь на то, что крестьяне желают отремонтировать храм, а также готовы выплачивать ругу причту в количестве ста рублей в консистории священнику Кишкинской церкви отказали. Таким образом, в приходе Сергиевской церкви водворился мир и спокойствие. Крестьяне отремонтировали храм, и приход зажил нормальной жизнью. Второй раз попытку приписать Сергиевский приход предприняла помещица села Марьинское Екатерина Ильина в 1864 году. Но ей также было отказано. Но подобные случаи были довольно редкими, в основном все вопросы о приписке решались келейно, и прихожан никто не спрашивал. Все это служило благодатной почвой для усиления старообрядческого раскола. Народ видел как храмы, в которых молились их деды и прадеды переводились в разряд приписных и постепенно разрушались от недостаточного внимания. Большим неудобством для народа было добираться в приходской храм для совершения крестин, венчаний или отпеваний. Храм часто находился в нескольких верстах от родной деревни, а новорожденные и покойники не выбирают благоприятной погоды. Все это явилось одной из причины упадка православной веры на селе.