Некоторые вопросы истории Голочёлово и его ближайших окрестностей в этой теме: Троицкое-Голочёлово и окрестности
История Голочёлово
Сообщений 1 страница 2 из 2
Поделиться22010-04-20 23:29:12
Портреты владельцев села, хранящиеся в Третьяковской галерее, кисти А. Антропова:
Д.И. Бутурлин
А.В. Бутурлина (Хлопова)
Их сын и построил каменную Троицкую церковь по заказу отца в 1752 г.
Страничка Бутурлиных на Родоводе. org
Описания к портретам
Д.И. Бутурлин.
13 июля 1762 года из Петербурга в Москву была отправлена группа живописцев для украшения триумфальных ворот перед коронацией Екатерины II. Среди них был и А.П.Антропов. После совершения торжеств двор задержался в древней столице почти на год, так что у художника оказалось довольно времени, чтобы исполнить здесь целый ряд портретов.
Так появились изображения членов семьи Бутурлиных, богатых московских дворян, владевших обширными поместьями, в том числе и знаменитым селом Палехом — центром иконописания.
Глава семьи Д. И. Бутурлин в духе идеалов эпохи Просвещения и патриархальных традиций русской старины управлял своими имениями разумно и справедливо. Например, сохранившиеся его письма к бургомистру Палеха содержат требования решать спорные вопросы на общем собрании крестьян, «по мирскому приговору».
Портрет этого привлекательного человека принадлежит к лучшим творениям Антропова, хотя по живописи своей после портрета А. М. Измайловой он может показаться несколько архаичным, «парсунным» и потому, на первый взгляд, неожиданным. Такое впечатление не случайно, оно связано с определенными художественными приемами, напоминающими иконопись.
Портрет Дмитрия Ивановича Бутурлина исполнен, согласно надписи на обороте, когда ему было 59 лет. Энергичное, с крупными чертами лицо, словно вырублено из крепкого дерева. В живом взгляде темных глаз чувствуются твердость характера, обстоятельность и ясность ума.
Стремясь передать телесность, осязаемость объекта изображения, художник делает очень четкой и выпуклой лепку лица и фигуры, которые, как бы выходят за плоскость холста и напоминают ярко раскрашенный скульптурный рельеф. Лицо модели идеализировано, его контуры и черты отличаются безупречной ровностью, форма строится с помощью обобщенных рафинированных линий, размер глаз преувеличен. К тому же Антропов избегает здесь теней, благодаря чему лицо кажется источающим свет, но плоскостным и словно вырезанным из твердого материала.
Иконопись напоминает и декоративное красочное великолепие портрета. Его цвет, особенно синий, очень глубокий по тону и яркий, придает образу большую активность.
Антропов подчеркивает конкретные черты характера, достигая предельной убедительности и жизненности образа, не углубляясь в мир духовной сути модели. Прямолинейность художника в передаче человеческой натуры, сочные, контрастные световые сочетания обнаруживают своеобразие его таланта и крепкую связь с народным искусством.
А.В. Бутурлина (Хлопова).
Портрет Анны Васильевны Бутурлиной (1708 -1771) — парный к портрету мужа Д.И.Бутурлина. Как указывает надпись на обороте, ей было в то время 54 года. Однако, в трактовке Антропова, она выглядит весьма пожилой женщиной. Заостряя и подчеркивая характерные черты ее лица, художник достигает удивительной достоверности.
Бутурлина — типичная помещица, представительница патриархального быта, озабоченная, рачительная хозяйка в своем имении.. Ее лицо, с вопросительно поднятыми бровями и обиженно опущенными уголками губ, выражает беспокойство. Это состояние подчеркивает и колорит портрета, построенный на контрастном сочетании глубокого синего цвета шелковой накидки с ярким блеском ломких складок, беспорядочно лежащих на плечах.
Антропов был внимателен к деталям до мелочей: он мог без труда воспроизвести узор плетения кружев, рисунок и форму серьги в ухе. Этот «вкус» к точности воспроизведения художник привил и своим ученикам.
Антропов придерживался единой композиционной схемы, почти ее не варьируя. Портреты Бутурлиных почти идентичны — изображенные даны в одной и той же позе и кажутся застывшими. Однако это однообразие компенсируется личным отношением художника к модели, он воспроизводит черты характера подчас прямолинейно, без прикрас. В пределах одноплановых решений он добивается удивительной завершенности в подаче образа, своеобразной гармонии, верности следования натуре.
Источник рецензий: http://www.nearyou.ru/antropov/